1 | 2| 3


Трудно найти историческое событие XIX века, которое, подобно Отечественной войне 1812 года, нашло бы столь полное отображение в литературе и изобразительном искус-стве. В этой войне русский народ победил как защитник сво-его национального достоинства, сформированного мирным трудом в процессе тысячелетней истории. Нельзя сказать, что победа эта не потребовала для своего осмысления времени - эпическое произведение Л.Н.Толстого "Война и мир", по-священное этому событию, было написано полвека спустя, знаменитое лермонтовское "Бородино" также появилось лишь к 25-летней годовщине сражения, но было много и не-посредственных откликов поэтов и писателей на данное со-бытие. В ту пору патриотический подъем людей еще не был омрачен сменой либеральной политики Александра-1 на су-губо монархическую и последовавшей за этим аракчеевщиной. В литературе тех дней мы находим много здравиц царю, народу и Отечеству.
В избранных патриотических и юмористических сти-хотворениях из собрания историка и очевидца тех дней С.М.Любецкого мы находим искренние отклики поэтов на военные события. Вот что пишет Степан Юшков в своей Песни "На освобождение царствующего града Москвы октября 11-го дня, 1812года":

Да когда ж было на святой Руси,
На святой Руси, в каменной Москве,
Храмы Божий златоглавые
Опустели все - службы нету в них?
Не видать в Москве силы русские,
В светлых теремах красных девушек;
Не видать по Москве золотых карет;
Не слыхать совсем шуму градского?
Только видно лишь красно зарево,
Тучи мрачные дыму черного;
Только слышны там плач, да стон, да треск
Вздохи тяжкие, вопли смертные!

Былинный стиль, выбранный поэтом для его Песни, позво-ляет ему использовать все лексическое богатство этого жан-ра: Александра-1 он называет "батюшкой", "православным царем", Бонапарта же "лихим злодеем", "корсиканским пе-тухом". С этими характеристиками перекликаются слова другого, неизвестного, поэта:

Сокрушил ее не Самрат лихой,
Не Отрепьев, злой, самозванный царь;
Погубил ее враг неистовый,
Корсиканец злой, ада выродок.

Поэт призывает "священную тень" князя Пожарского на защиту Отечества, он обращается к нему со следующими сло-вами:

Ты прославь, прославь веру русскую,
Царя белого, храбро воинство!


Александр-1 в те дни вел себя необыкновенно скромно, даже робко. Численное преимущество неприятеля, триумфаль-ное шествие французской армии по пределам Российской им-перии ввергло его в уныние и заставило обратиться к народу. С большим воодушевлением был воспринят призыв создавать народное ополчение. Часть крестьян, не дожидаясь царского рескрипта, покинули свои жилища, чтобы уйти в леса и начат партизанскую войну. Русские люди не сомневались в справед-ливости своего решения и готовы были драться до конца за землю отцов. Отсюда и несокрушимая вера в победу. Эта вера отражена во многих поэтических произведениях того времени. Так, в "Солдатской песне" у Ив.Кованько читаем:

Хоть Москва в руках французов,
Это, право, не беда! -
Наш фельдмаршал князь Кутузов
Их на смерть впустил туда.


Возвращение М.И.Кутузова в Петербург после победо-носного завершения войны с Турцией и его назначение на пост главнокомандующего вдохновили русское общество. Хотя Александр-1 недолюбливал этого полководца, помня его отри-цательное отношение к перевороту 11 марта 1801 года, но в годину тяжких испытаний для своей страны он принял единст-венное правильное решение. Ученик и соратник Суворова, Ку-тузов обладал широким стратегическим мышлением , и об этом было известно русскому обществу. О Кутузове в по-этическом творчестве того времени находим массу высказыва-ний . Вот как пишет о нем Ф.Н.Глинка в своем подражании на французскую песню, напечатанную в первой книжке "Вестник Европы" за 1813 год:

Князь Кутузов помнил слово,
Хоть не скоро, да здорово.
Старый воробей!
Знавши вывертки французски,
Заиграть велел по-русски
Музыке своей!

Большое место у всех авторов занимают призывы к объедине-нию, к собиранию сил. У того же Ф.Н.Глинки читаем:

Вспомним, братцы, россов славу
И пойдем врагов разить!
Защитим свою державу:
Лучше смерть, чем в рабстве жить.

А вот как обращается к русским воинам отставной из Финорийского гренадерского полка Никанор Остафьев:

Братцы! Грудью послужите,
Гряньте бодро на врага
И вселенной докажите,
Сколько Русь вам дорога!

Обосновавшийся в Москве Наполеон полагал, что кампа-ния окончена, и ждал предложений о мире. Но никто не слал к нему послов. Более того положение наполеоновской армии бы-стро ухудшалось. Приближались холода. Очень скоро Наполеон понял, что зимовать на московских пепелищах было бы безуми-ем. После поражения в сражении у села Тарутина он решил больше не искушать судьбу и дал приказ отступать на Смо-ленск. О безрадостном беге его войска обратно, на запад, через разграбленные его же мародерами города, узнаем из множества сатирических сочинений:

Захотел плясать по-русски
Присядай-ка по-французски Ты, Наполеон!
Бонапарту не до пляски,
Растерял свои подвязки
И кричит "пардон"

Новый, 1814 год стал для русских годом победы. Вечером 7 января Москва была иллюминирована, загремела пушечная пальба, вместе с нею раздался звон с Ивановской колокольни. И в последующие дни торжество следовало за торжеством.
Многочисленные концерты, театральные постановки продемон-стрировали весь тот творческий запал нашего народа, который пробудила победа над Наполеоном. Кто только не писал тогда в честь этого песни, хоры: Державин, Карамзин, Жуковский, а следом за ними Писарев, Кованько, Родзянка, Шатров, Хвостов, Воейков , братья Глинки и многие-многие другие. Но хвалы их в основном были посвящены царю и полководцам. Потребова-лась четверть столетия для того, чтобы пришел такой поэт как Лермонтов, который в качестве главного героя Отечественной войны изобразил народ.
В стихотворении "Бородино"/ 1837/ М.Ю. Лермонтов на-шел простую и в то же время выразительную форму для осве-щения своей темы: старый солдат-артиллерист рассказывает молодому "про день Бородина", о том, как русские солдаты и их боевые офицеры отстояли в труднейшем сражении свою честь, честь отечества. Пожалуй., более всего высший взлет пат-риотических настроений народа отражает такая строфа:

"Ребята! Не Москва ль за нами?
Умремте ж под Москвой,
Как наши братья умирали!"
И умереть мы обещали,
И клятву верности сдержали
Мы в Бородинский бой.


С 1863 по 1869 г. работает над эпопеей "Война и мир" Л.Н.Толстой. В произведении более 500 лиц. Среди них исто-рические персонажи - Александр-1,Наполеон, Кутузов, Барклай де Толли, Сперанский и др. Изображение исторических собы-тий сочетается у Толстого с художественно-бытовыми сценами, развернутые психологические характеристики героев - с фило-софскими трактатами, батальные сцены - с публицистическими рассуждениями. Не принимая казенно-парадного подхода к ис-тории, Толстой дал свое объяснение имевшим место событиям. Противопоставляя тему войны теме мира, он назвал войну "большим свинством", возлагая ответственность за те тяжести и горести, которые терпят народы, втянутые в нее, на правите-лей. Он хотел и ему удалось показать войну как постыдное и противоестественное состояние мира.


1 | 2| 3


Главная | Война 1812 в литературе | Война 1812 в живописи| Приложение | Ссылки
Hosted by uCoz