1 | 2| 3


Тема Отечественной войны 1812 года успешно разрабатывалась не только в литературе, но и в изобразительном искусстве того времени. Некоторые авторы, как русские, так и зарубежные, оставившие художественное наследие, связанное с этой темой, сами были участниками войны. Так, некоторые события военного времени были отображены в эстампе. Первый, наиболее трудный период войны, когда русская армия, отсту-пая под напором преобладающих сил врага, вела тяжелейшие арьергардные бои, нашел отображение в работах туринского художника Д. Бажетти. Участвуя в походе 1812 года в составе 4-ого корпуса Е.Богарне, вице-короля Италии, он выполнил эс-киз переправы французской армии через реку Неман. По этому эскизу в Петербурге в мастерской И.С.Клаубера в 1814-1817 годах был награвирован лист"Переход через Неман 12 июня 1912 года..."1 На нем показано начало захватнической войны, обернувшейся трагедией для наполеоновской армии.
Во второй четверти Х1Х века вышли в свет литографиро-ванные альбомы по рисункам еще двух художников -очевидцев, офицеров французской армии А. Адама2 и Х.Фабер дю Фо-ра3, которые по оценкам специалистов являются довольно объ-ективной художественной летописью Отечественной войны. А.Адам, состоявший художником при Е.Богарне. вместе с 4-м корпусом участвовал в походе в Россию и дошёл до Москвы, сделал более 300 зарисовок эпизодов сражений, сцен походной жизни. В 1827 -1833 годах он издал в Мюнхене альбом лито-графии по своим зарисовкам 1812 года под названием "Живо-писная картина военного похода от Венберга в Пруссии до Мо-сквы в 1812 году". Альбом состоял из100 листов с пояснитель-ным текстом к литографиям, который является объективной дневниковой записью самого А.Адама. Особый интерес представляют два листа, посвященные эпизодам тяжелого арь-ергардного боя у Островно, в шести километрах от Витебска. Здесь 25-26 июля 1812 года русские войска задержали авангард французских войск во главе с И.Мюратом на пути к Витеб-ску. Геройски сражались русские солдаты. П.П.Коновницын, один из командующих 1-ой Западной армии, писал жене: "Я целый день держал самого Наполеона, который хотел обедать в Витебске, но не попал и на ночь; разве на другой день, наши дерутся как львы".
К "Иллюстрированному повествованию важнейших со-бытий весной 1812-1815 г.г.", вышедшему в Лондоне в 1815 г, был приложен гравированный еще в 1814 году в технике аква-тинты "Вид г.Смоленска", где неизвестный художник дает па-норамный вид старинного русского города-крепости. 3 августа 1812 г. в Смоленске соединились 1 и 2 западные армии. Жес-токое трёхдневное сражение выдержала русская армия за Смоленск. Необычный героизм и мужество проявили защит- ники города. Наполеону не удалось овладеть им. Ф. Глинка пи-сал: " Наполеон приказал сжечь город, которого никак не мог взять грудью. Злодеи тотчас исполнили приказ изверга. Тучи бомб, гранат и чиненых ядер полетели на дома, башни, магази-ны, церкви. И дома, церкви и башни объялись пламенем - и все, что может гореть, запылало..." Пламя пожара освещало путь русским войскам, оставлявшим город. Вместе с войсками покидали город его жители. В связи с боями за Смоленск вызывает интерес литография "На правом берегу Днепра в Смоленске 19 августа 1812г."4 исполненная по рисунку Х.Фабер дю Фора, артиллерийского офицера, который в составе корпуса маршала М.Нея прошел всю кампанию 1812 года. В "Листах из моего портфеля..." он показывает героизм русских войск. В этой литографии он изо-бражает подвиг неизвестного защитника Смоленска, до конца выполнившего свой долг. В своих пояснениях он писал: "Среди этих неприятельских /русских/ стрелков находился один, от-личавшийся личной храбростью и стойкостью. Напрасно мы старались направлять против него сильный орудийный огонь. Пускали в ход 4-фунтовые орудия, которые находились на на-шем левом фланге и с помощью которых старались раздробить ивы, в буквальном смысле, за которыми он залег - и все же не удалось заставить его молчать. Только когда начало темнеть, он прекратил огонь; мы думали, что пожар, охвативший весь правый берег, заставил его отступить. Но не так-то было. Когда на утро 19-го мы перешли на этот берег недалеко от тех ив, о которых мы упоминали, и посетили то место, которое было за-нято русскими егерями, мы нашли бесстрашного стрелка: это был унтер-офицер егерского полка. Он лежал распростертый под обломками расщепленных ив и не покинул пост, который он защищал накануне с такой храбростью и с такою славой. Пушечное ядро было причиной его смерти".
Во время Смоленского сражения в Петербурге решался вопрос о назначении М.И.Кутузова главнокомандующим всеми русскими армиями. А в 1813 году И.И.Теребенев награвировал в технике пунктира лист, посвященный приезду М.И.Кутузова в действующую армию, под названием "Генерал фельдмаршал князь Голенищев-Кутузов-Смоленский, прини-мающий главное начальство над Российским воинством в авгу-сте 1812г.". С приездом главнокомандующего в армии укрепи-лась уверенность в победе над врагами. В традициях народ-ной картинки, крупным планом, на боевом коне, осматриваю-щим выстроившиеся войска, представлен М.И.Кутузов. Под портретом награвированы строки из стихотворения В.А.Жуковского "Певец во стане русских воинов":

О как с израненным челом,
Пред строем он прекрасен!
И как врагу ужасен!
О диво! Се орел пронзил
Над ним небес равнины.
Могучий вождь главу склонил
Ура! Кричат дружины.
Значительная часть эстампов посвящена героическому Бо-родинскому сражению. На литографии Виктора "Сражение при Бородино 26 августа 1812 года"5, выполненной по оригиналу немецкого художника П.Гесса, предстает широкая панорама битвы, изображены многочисленные участники сражения. В центре композиции - раненый около полудня, на флешах, у де-ревни Семеновское П.И.Багратион, командующий левым флан-гом русских позиций, куда был направлен главный удар напо-леоновских войск.
Местом яростных вражеских атак была также Курганская высота, которая вошла в историю как батарея Н.Н.Раевского.
Французский художник В.Адам в литографии "Сражение при Бородино 7 сентября 1812 года"

повествует о подвиге героев 24-ой пехотной дивизии генерал-майора П.Г.Лихачева на батарее Н.Н.Раевского, принявшей на себя удар кавалерийского корпуса генерала О.-Ж.Коленкура. Художник изображает момент смертельного ранения О.- Ж.Коленкура - известного наполеоновского военачальника. Оборона Багратионовских флешей и батареи Н.Н.Раевского, осуществленная русской армией с великим героизмом и муже-ством, истощила силы врага. Многотысячные потери с обеих сторон подвигли художников на создание эстампов антивоен-ного звучания.
Большая сила эмоционального воздействия отличает листы "На поле битвы под Москвой 17 сентября 1812г."6 и "Мост через реку Колочь у Бородино 17 сентября 1812 г.",

созданные по зарисовкам Х.Фабер дю Фора, сделанным через 10 лет после сражения, когда на поле боя всюду царила могиль-ная тишина, где "...трупы лежали нагроможденные : друзья и враги объединясь, почивают в глубоком покое". В графическом материале запечатлены эпизоды пребыва-ния наполеоновской армии в Москве. Раскрашенный офорт "Пожар в Москве" неизвестного венского гравера по оригиналу Ф.Габермана показывает Напо-леона, выезжающего на набережную Китай-города. Перед На-полеоном группа арестованных москвичей, оказавших сопро-тивление врагу, тут же семья с узлами и чемоданами, не у спевшая уехать. В оставленном жителями городе, разграблен-ном врагами, начались пожары. Москва превращалась в бу-шующее море пламени. Сгорело шесть с половиной тысяч до-мов из девяти. Офорт "Изгнание из Кремля 10 октября 1812г. казаками Иловайского 4-го остатков отряда маршала Мортье, произво-дившего взрыв Кремля", выполненный И.А.Ивановым 1812 году ,повествует о тех трагических событиях. Пожар Москвы создал для французской армии тяжёлые условия пребывания в городе, враги не получили долгожданного отдыха и тёплых квартир, не было продовольственных запасов, усилился голод, дисциплина падала с каждым днём. Пожар сковал движение наполеоновской армии. Русские войска сумели оторваться от противника, скрытно осуществили фланговый марш-маневр.

Лист "Сражение при Тарутино 6 октября 1812 г." расска-зывает о переходе русской армии к контрнаступлению на р. Чернишне, где был разгромлен авангард французской армии под командованием И.Мюрата. Литография выполнена С.П. Шифляром по рисунку А.И.Дмитриева-Мамонова. Всего С.П.Шифляром по рисункам этого русского офицера, участника войны, было выполнено в технике литографии восемь листов с изображениями главных сражений Отечественной войны 1812г. и заграничных походов русской армии 1823-1814 годов. Началом контрнаступления было также освобождение По-лоцка корпусом П.Х.Вигенштейна. Гравюра И.Ф.Беггрова "Взятие Полоцка 6 октября 1812 года" интересна тем, что здесь на первом плане впервые изображён в схватке с врагом ратник Петербургского ополчения С битвы при Малоярославце начинается заключительный период войны - период отступления и разгрома наполеоновской армии, изгнания ее остатков за пределы России.

На литографии "Сражение при Малоярославце 12 октября 1812г." С.П.Шифляра топографически точно дается панорама поля битвы, видна северо-восточная часть города с ее церквами. Город еще не сожжен, не разрушен, что позволяет предполо-жить, что перед нами начало сражения. Город восемь раз пере-ходил из рук в руки, к концу сражения, по словам очевидцев, он "представлял собой зрелище совершенного разрушения." В результате этого кровопролитного боя Наполеон был вынужден отказаться от замысла отойти к Калуге и Туле, он должен был отступать по им же разоренной Смоленской дороге, мимо Бородинского поля, где еще не были захоронены тела по-гибших. Русская армия после битвы у Малоярославца перешла в решительное наступление, преследуя французскую армию, отступавшую к р. Березине. Трагическую переправу остатков "великой" армии через Березину запечатлел В.Адам. На литографии "Переправа через Березину 29 ноября 1812г." отчетливо видны два понтонных моста через реку. Художник правдиво передает раннее мороз-ное утро, льдины на Березине, на мостах - последние французы, те, кто успеет переправиться, так как в 8 часов 30 минут гене-рал Ж.-Б. Эбле, по приказу Наполеона, поджег оба моста. Ф.-Ж.Депрессуар на литографии "Переход французской армии через Березину в 1812 году", выполненной по живопис-ному полотну П.Гесса, изобразил весь ужас этого момента.

Вот что пишет в своих мемуарах дипломат, адъютант и спод-вижник Наполеона Арман де Коленкур очевидец переправы, чудом оставшегося в живых, о том, что происходило на другом берегу. Он рисует картину ужаса, царившего на другом берегу, "...кишевшем войсками, отставшими французами-беженцами, женщинами, детьми, маркитантами, которые не хотели рас-статься со своими повозками и не имели...разрешения на пере-ход через реку", так как по мостам переправлялись войска. На-чалась паника, обезумевшие люди давили друг друга, отовсюду слышались вопли, стоны раненых, раздавленных, умирающих. Противник на Березине потерял убитыми, ранеными и пленны-ми около 30 тысяч человек, всю артиллерию и обозы. Как во-енная сила наполеоновская армия перестала существовать. Заграничные походы 1813-1814 годов также нашли ото-бражение в графике. Народы европейских стран поднимались на борьбу за свое освобождение. Вскоре к России присоедини-лись Пруссия, Австрия, Англия и другие страны. Тяжелой потерей для русской армии была смерть Кутузова во время освободительного похода 1813 года, в Бунцлау (ныне г. Болеславец, Польша). Сопряженная с лишениями по-ходная жизнь, чрезмерное напряжение, два ранения и одна кон-тузия не могли не подорвать здоровье полководца. С.Карделли по акварели И.Л.Ефимовича создает гравюру "Кончина гене-рал-фельдмаршала Голенищева-Кутузова-Смоленского". Полковник И.Л.Ефимович, адъютант М.И.Кутузова, запечатлел всех присутствовавших при кончине полководца 28 апреля 1813 года в доме Кильмана в Бунцлау. Этот любительский рисунок офицера русской армии, очевидца кончины М.И.Кутузова, хра-нится в ГИМ среди изобразительного материала коллекции И.Х.Холодеева. Венский художник К.-Г.Раль награвировал офорт "Плене-ние французского генерала Вандама 30 августа 1813 г." по оригиналу И.-А.Клейна, где в центре композиции выделен напряженный эпизод сражения - взятие в плен казаками М.И. Платова генерала Ж.-Д.Вандама. Изданный в Вене офорт "Вступление союзников в Париж" изображает торжественное, при огромном стечении парижан, вступление союзных войск в столицу Франции, после того, как утром 31 марта 1814 года маршал О.-Ф.Мармон подписал со-глашение о капитуляции Парижа. В Государственном Историческом музее хранится более 200 портретов М.И.Кутузова, выполненных русскими и запад-ноевропейскими художниками в технике гравюры и литогра-фии. Хрестоматийную известность получил портрет гравиро-ванный С.Карделли . Этот портрет "... принадлежит к наиболее схожим изображениям легендарного героя". Полководец пред-ставлен на белом коне, в солдатской фуражке-бескозырке, с шарфом не на поясе, а через плечо, с лентой ордена св. Георгия первой степени. Когда враг был изгнан с русской территории, в декабре 1812 года М.И.Кутузов получил эту высокую награду - символ победы России. В правой руке у него фельдмаршаль-ский жезл, - таким видели своего военачальника солдаты в дни сражений и на марше.
. . . . . . . . И Кутузов предо мною,
Вспомню ль о Бородине,
Он и в белой был фуражке,
И на белом был коне.
Чрез плечо повязан шарфом,
Он стоит на высоте,
И над старцем блещет ярко
День в осенней красоте.
В собрании широко представлена также иконография М.Б.Барклая де Толли7, П.И.Багратиона, Н.Н.Раевского8, П.П.Коновницына, А.Н.Ермолова9 и других. Здесь имеются выпол-ненные в различной эстампной технике портреты прославлен-ных партизан Д.В.Давыдова10, А.С.Фигнера, А.Н.Сеславина и Ф.Ф.Винценгероде. Остановимся на портрете П.И.Багратиона. Правдиво передает английский художник Д.Дайтон характер-ное лицо полководца, спокойное, с едва уловимой грустью. Отмечена не только яркая внешность этого, в жизни очень скромного человека, умевшего держать себя с большим досто-инством, но показано также внутреннее изящество этого вое-начальника, пользующегося уважением и любовью простых солдат. Справедливая оборонительная война вызвала небывалый патриотизм народных масс. При появлении врага, писал Н.Тургенев, деревни поднимались добровольно, и крестьяне повсюду вели партизанскую войну, сражаясь с удивительной храбростью. Результатом всенародной борьбы с захватчиками явилось полное уничтожение наполеоновской армии. Наиболее широко отражают народный характер войны 1812 года листы политической графики, которую чаще назы-вают "карикатурой 1812 года". Это было новое, невиданное по своей демократичности явление в искусстве. Карикатуры вы-смеивали французскую армию, самого Наполеона, призывали русский народ на борьбу с захватчиками, воспевали подвиги народных героев.

"Попляши же, басурман, под нашу дудку". Теребенев И.М. "Наполеонова пляска". Многие статьи, листовки, посвященные действиям регу-лярной армии, ополчений и партизанских отрядов, оперативно печатались в походной типографии при штабе М.И.Кутузова. Директором этого своеобразного агитационно-пропагандистского центра армии был назначен А.С.Кайсаров, вокруг которого группировались прогрессивно настроенные офицеры, литераторы, публицисты - М.Ф.Орлов, В.А Жуковс- кийА.И. Михайловский-Данилевский и другие. Разнообразный графический материал эпохи 11812 года - батальные сюжеты, иконография героев, карикатура - имеет огромную историко-художественную значимость. По количе-ству хранимых материалов коллекции Государственного Исто-рического музея занимает ведущее место среди аналогичных музейных собраний страны. Война 1812 г имела колоссальные последствия и оставила глу-бокий след во всемирной истории. Попытаемся в нескольких словах подвести итоги. Нашествие Наполеона на Россию было самой откровенной "грабительской империалистской" войной самодержавного диктатора, твердо связавшего свое владычество с интересами французской буржуазии. Победа двенадцатого года вызвала столько справедливой гордости, столько справедливой уверенности в себе, так по-трясла сердца, вызвала такое лихорадочное возбуждение умов, что некоторые современники уверяли, будто после 1812 г. Рос-сия стала какая-то "новая", вроде Москвы, которая делит свою историю "до француза" и "после француза". Безусловно, это очень ярко отразилось на искусстве. И мы можем проследить этот перелом и в живописи, и литературе. С двенадцатым годом связан и первый революционный порыв - восстание 14 декабря 1825 г., - и не только потому, что некоторые декабристы в двенадцатом году подняли оружие за Россию против Наполеона, как в 1825 г. они подняли оружие против Николая. Двенадцатый год понимался молодыми поколениями 1812-1825гг. и позднейшими как борьба за свободу, как избав-ление от того добавочного иноземного угнетения, от тех новых цепей, которые нес с собой в Россию Наполеон. Все произведе-ния созданные и посвященные войне 1812 года сохранили для нас патриотический дух этого героического времени. Еще не раз мы вспомним эту войну. И последующие поколения будут перечитывать исторические произведения, изучать живопись Х1Х века, вновь переживая патриотические чувства и испыты-вая гордость за свой народ и страну.

1 | 2| 3


Главная | Война 1812 в литературе | Война 1812 в живописи| Приложение | Ссылки
Hosted by uCoz